Ремонт АКПП

АКПП – разновидность КПП автомобиля, обеспечивающая автоматический выбор передаточного числа, соответствующего условиям движения автомобиля в конкретный отрезок времени.

Эволюция АКПП состоит из следующих этапов:

1) Гидравлические (управление переключения передач гидромеханическое).

2) Электронные (управление переключения передач электроклапанами).

3) Роботы (управление переключения передач механическим мотором).

4) Вариаторы (управление за счет изменения диаметра ведущих и ведомых валов на ремне).

Общая техническая характеристика по конструктиву ГИДРАВЛИЧЕСКИХ и ЭЛЕКТРОННЫХ АКПП приблизительно одинакова. Разница состоит в следующем:

1) Электронные АКПП оснащены: блоками электроклапанов в гидроблоке – так называемыми соленоидами, с помощью которых переключается нужный канал давления масла для соответствующего пакета фрикционов выбранной ступени скорости передач; электронными регуляторами давления масла в системе – для плавного переключения передачи; считывающими датчиками числа оборотов внутренних валов – для определения состояния коэффициента числа передачи и состояния валов; и наконец, электронным блоком управления, который контролирует весь процесс работы АКПП.

2) Гидравлические АКПП в обход всех этих электронных устройств, давление масла для соответствующего пакета фрикционов выбранной ступени передач переключаются штоками внутри гидроблока. Эти штоки меняют свое положение от вакуума, созданного двигателем, который соединяется с АКПП специальной трубкой, или же устройством, работающим по принципу центрифуги от оборотов двигателя. Оно вытягивает штоки, открывая или закрывая нужный канал давления для необходимой ступени передач.

Существуют два основных общих каталога, в которых собраны 90% производителей и их типов. Это - TRANSTAR и SLAUS. С помощью  этих каталогов можно определить АКПП по марке автомобиля и типу коробки. По этим же каталогам заказываются запчасти на конкретную АКПП. Каталоги содержат также развернутый схематический вид каждой коробки с пронумерованными запчастями.

Функции, которые исполняют определенные узлы в  АКПП:

Гидротрансформатор – отвечает за главное сцепление между двигателем и АКПП. Это – закрытое заваренное устройство, внутри которого находятся две, расположенные друг напротив друга, турбины. Одна из них ведущая, другая – ведомая. Сцепление происходит при приближении двух турбин за счет давления масла, поступающего от гидроблока. При ремонте гидроблока осуществляется разрез сварочных швов, балансировка турбин на специальном стенде, после чего круговой сваркой восстанавливается заводской сварочный шов.

Блок клапанов в сборе – служит для направления давления масла в нужный канал АКПП. Начинен золотниками с тефлоновым покрытием для идеального скольжения.  Он является одним из самых уязвимых узлов АКПП и наиболее частой причиной выхода коробки из строя из-за износа тефлонового покрытия золотников. Его ремонт является трудным, иногда безрезультатным по причине критичности износа покрытия эти самых золотников. В таких случаях не редко помогают специнструменты и специализированная продукция англо-американской фирмы SONNAX, которая конкретно занимается ремонтом гидроблоков. SONNAX выпускает ремонтные втулки со своими фрезерами и множество других специальных продуктов для решения разнообразных проблем различных типов коробок. Блок соленоидов – электроклапаны переключения давления к гидроблоку. Ремонту во многих случаях не подлежат. Требуется замена.

Регуляторы давления – служат для регуляции давления масла. Их иногда называют редукционными клапанами. Ремонту не подлежат – меняются на новые.

Масляный насос – вырабатывает рабочее давление масла(3,5 Бар) и обеспечивает его циркуляцию для теплообмена. При его механическом повреждении необходима замена.

Стальные диски – опорные пластинки для фрикционов.

Фрикционные пакеты – каждый пакет создает сцепление для выбранной ступени скорости. Считаются расходным материалом. Их желательно менять в комплекте.

Планетарный ряд – состоит из блоков шестерен  для выбора коэффициента передачи. Требуется замена при обнаружении механических повреждений.

Теплообменник – служит для охлаждения масла АКПП. Необходима замена при его разгерметизации, также при нарушении внутренней диафрагмы между охлаждающей жидкостью двигателя и ATF в радиаторе. В некоторых случаях меняется из-за неуверенности в наличие стружки, оставшейся от крушения деталей АКПП. Ремонту не подлежит.

Для таких видов коробок расходными материалами считаются: прокладочник(оверол), состоящий из набора всех необходимых прокладок, сальников и уплотнительных колец; комплект фрикционов, масляный фильтр; масло.

В продолжение освещения особенностей групп АКПП рассмотрим коробки – роботы и вариаторы.

3) Роботы. Автомобили оснащенные АКПП – роботами, на сегодняшний день, тоже встречаются не редко. В основном, это: авто марок TOYOTA, Opel, Mercedes Sprinter, а также в различных китайских автомобилях. Конструктивно АКПП – роботы ни чем не отличаются от механических МКПП, разве что управление переключения происходит не вручную, а специальными шаговыми электродвигателями. Эти электродвигатели управляются специальными блоками управления на борту автомобиля. Данные АКПП после ремонта нуждаются в адаптации и специальной калибровке диагностическим компьютером. Что такое адаптация и калибровка АКПП вы можете прочитать на нашем сайте в разделе «Компьютерная диагностика». Роботы тоже оснащены датчиками числа оборотов внутренних валов для определения состояния коэффициента передачи.

4) Вариаторы. На сегодняшний день все производители выпускают автомобили с АКПП – вариаторами. Система вариаторов основана на принципе изменения диаметра валов, соединенных между собой металлическим ремнем. Эти валы называются ведущим и ведомым валами. При таком переключении скоростей передачи не чувствуется сам момент переключения, и исключается потеря времени на переключение в отличие от предыдущих АКПП. Эти коробки также оснащены гидравлическим блоком, соленоидами, регуляторами давления и бортовым компьютером, считывающим число оборотов валов и управляющим изменением диаметра этих валов через поступление давления масла в соответствующий канал.